Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. Если учитель-дефектолог вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребенка и в школе.
Не умеете красиво и правильно рассказывать — трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки — возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики — трудно будет научиться писать.
Не умеет обобщать — возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
К логопеду нужно обратиться, если…
(информация для родителей)
Речевые этапы:
- Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
- В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».
- В 2 года ребёнок не разговаривает.
- В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
- До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
- К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
- К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
- К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
- После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
- После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
- К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
- В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
- Отоларинголог установил снижение слуха.
- Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
- Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
- Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.
- Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
- Ребёнок просовывает язык между зубами.
- Общее впечатление от речи
- Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
- Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
- Не стремиться к общению.
- Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
- Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
- Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
В.А. Сухомлинский
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По – другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортно на новой ступени образования.
Существует много способов научить читать ребёнка до школы, и каждый из них хорош по – своему.
Но при этом очень важно учитывать следующее:
1.Система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу.
2.Необходимо использовать игровые приёмы, не утомляющие и не напрягающие ребёнка.
Дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы и поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, ласки, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте «грубого нажима» бестактности и других негативных моментов. Дайте ребёнку поверить в собственные силы. Пусть чувствует успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идёт к вам на контакт. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребёнка и не подавляйте его своей учёностью!
КАКИЕ КНИГИ ВЫБИРАТЬ?
Покупая ребёнку книгу, просмотрите её сами.
- Она должна быть с красочными, чёткими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей.
- Для начинающих читать шрифт высотой в 6-8 мм, с достаточными интервалами между словами и строчками.
- Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя – четырьмя строчками текста.
- Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов.
- Глянцевая бумага не годится для чтения детских книг.
ГИГИЕНА ЧТЕНИЯ.
- Читать следует сидя! Читать лёжа вредно для глаз.
- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.
- Мебель, которой пользуется ребёнок, должна соответствовать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье специальную подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины ребёнка, снижая утомление мышц.
- Свет должен падать слева, но не сзади не справа, так как это создаёт тень и мешает чтению.
- Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления.
- Вредно читать сразу после еды – это мешает пищеварению
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Чтобы воспитать,
тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд,
вечное чтение.
А.П. Чехов
Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается — как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!
Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.
Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ:
Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
- Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
- Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
- Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
- Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
- Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
- Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Рекомендации по речевому развитию ребёнка.
Подготовка вашего ребёнка к занятиям с логопедом.
ДЫХАНИЕ.
Для тренировки силы и длительности выдоха можно:
— пускать мыльные пузыри через соломинку;
— надувать воздушные шарики; стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
— учиться плавать, выдыхая в воду; нырять;
— играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
— дуть на детские флюгера.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
НАУЧИТЕ ребёнка:
— навыкам самообслуживания ( застёгивать-расстёгивать молнии, кнопки, пуговицы; завязывать шнурки);
— выкладывать рисунки из камешков, шишек, палочек, веточек, листочков, круп;
— рисовать пальчиками на манной крупе, в воздухе, на ладошке ( геометрические фигуры, прямые, волнистые, горизонтальные и вертикальные линии, несложные формы и предметы);
— правильно держать ножницы и вырезать различные фигуры;
— играть с мячами, летающими тарелочками (бросать, ловить).
— собирать мозаики, конструкторы, кубики, пазлы, разрезные картинки;
— перебирать крупы (фасоль, рис, гречку, горох);
— раскрашивать раскраски цветными карандашами;
— складывать простые игрушки, поделки из бумаги (оригами);
— вышивать (крупным крестиком); плести из бисера;
— лепить из пластилина, из теста;
— сматывать шерстяные нитки в клубок.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
Тренируем ритмичные движения:
— совершаем вместе с ребёнком прогулки на свежем воздухе;
— учим ребёнка ездить на велосипеде, самокате; прыгать через скакалку;
— рекомендуем записать ребёнка в танцевальный кружок (музыка и танцы формируют чувство ритма).
РАЗВИТИЕ МЫШЦ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.
Что можно делать:
— жевать фрукты (крепкие яблоки) и сырые овощи (редис, морковь, репу);
— чистить зубы (и дёсны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
— полоскать рот;
— жевать боковыми зубами;
— лизать эскимо (для распластывания языка).
Можно 1-2 раза в неделю выполнять несложный комплекс артикуляционной гимнастики.
И, конечно, родителям необходимо помнить, что с ребёнком нужно постоянно общаться:
разговаривать, читать ему детские книжки, рассматривать с ним картинки,
объяснять название новых предметов и событий.
Говорите чётко, повернувшись лицом к ребёнку.
Пусть он видит движение ваших губ.
Будьте терпеливы и доброжелательны!