Национальное самосознание в воспитании детей дошкольного возраста

   ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста в условиях информационного общества охватывает чувственное (ощущения, восприятия, представления), рациональное (мышление) и действенное отражения действительности. Национальное самосознание тесно связано и взаимодействует с другими формами сознания, языком и культурой, которые активно влияют на национальное самосознание, играя большую роль в его формировании и развитии. На уровне личности национальное самосознание изменяется не только в связи с возрастными особенностями, но и с разными общественными ситуациями, с которыми сталкивается ребёнок дошкольного возраста.

   В дошкольном возрасте открываются большие возможности для целенаправленного формирования национального самосознания детей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является широкое приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, а одним из принципов образовательной работы – принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании. Это обуславливает поворот к народной педагогике, национальным традициям, фольклору в приобщении к национальной и общечелевеческой культуре.

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

   Принцип гумманизации  образовательной работы проявляется в создании педагогом условий для развития ребенка, в обеспечении взаимосвязи образовательного процесса в дошкольном учреждении, учреждении специального образования с гумманистическими традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством

  •   Следующий принцип образовательной работы – принцип последовательности и постепенности – позволяет формировать национальное самосознание детей дошкольного возраста, не нарушая внутреннего мира ребенка: через малое к большому, через известное знакомить с неизвестным. Поэтому детям целесообразно давать элементарные сведения о природе Белорусии, трудовой деятельности белорусского народа, о культуре и искусстве, используя загадки, пословицы, песенки, белорусские народные игры. Новый материал должен иметь под собой фундамент ранее усвоенных знаний и представлений.
  •    Наряду с принципами природосообразности и индивидуализации выбираются те объекты, которые являются интересными и доступными для восприятия детей данного возраста, с которыми надо познакомить именно в этой возрастной группе. Весь познавательный материал  распределяется  на протяжении учебного года с учетом психологических, индивидуальных особенностей и половой дифференциации воспитанников группы. Так, учитывая этот принцип, педагог постепенно расширяет содержание образовательной работы   по каждому изучаемому объекту, усложняет процесс творческими заданиями, создает ситуации проблемно-поискового характера, дополнительно знакомит с интересными сведениями из  истории, легендами, сказками, притчами.
  •    В образовательной работе по формированию национального самосознания   принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в учреждении специального образования ярко проявляется через организацию разных форм взаимодействия с родителями воспитанников, проведение совместных мероприятий. Только тогда будет определенный результат деятельности, когда работа будет последовательной и системной как у педагога, так и в семье ребенка.   Принцип преемственности в работе по формированию национального самосознания  также является очень важным. Он проявляется во взаимосвязи между целями, содержанием, методами и приемами организации  педагогического процесса  воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания и другими специалистами. Наличие этой связи поможет сделать процесс интересным, а обучение будет иметь интегрированный характер.  Это позволит познакомить детей с одним предметом, рассмотрев его  с разных сторон (прослушать белорусскую народную мелодию, посмотреть  (исполнить, разучить) танец, выучить загадку, примету, поиграть в подвижную игру и т.д.  Принцип гармонии трех начал  в образовательной работе проявляется в соединении физического, эмоционально-индивидуального, интеллектуального  развития детей. Этот принцип учитывается педагогом:   При выборе задач, которые необходимо решать во время организации данной формы работы по формированию элементов национальной самосознания.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

   При выборе методов и приемов работы, для обеспечения потребности детей в подвижной и речевой деятельности, создания положительного эмоционального климата  для каждого воспитанника на протяжении всего образовательного процесса. Планирование и организация образовательной работы по формированию элементов национального самосознания с учетом всех принципов сделают процесс эффективным и последовательным, а усвоение представлений детьми дошкольного возраста будет носить творческий характер.